На главную

Целевое программирование вопросов государственной поддержки развития местного самоуправления

Тезисы выступления на круглом столе "Современные аспекты государственного и муниципального управления и конкурентоспособность региона", г.Ульяновск, январь 2007 года

Предметом настоящей статьи является государственная поддержка развития местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации программно-целевым методом.

Необходимость содействия развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации установлена Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

В этом плане развитие местного самоуправления целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с точки зрения непосредственного осуществления местного самоуправления населением и с точки зрения функционирования органов местного самоуправления.

Программно-целевой метод управления можно представить в виде последовательности следующих процедур:

  1. Формирование перечня проблем, подлежащих решению программно-целевым методом.
  2. Определение целей, задач и показателей (индикаторов) достижения целей.
  3. Выработка системы программных мероприятий и их ресурсного обеспечения.
  4. Определение механизмов контроля достижения, запланированных результатов.

Рассмотрим возможность применения программно-целевого метода к решению следующих двух значимых проблемных вопросов в сфере развития местного самоуправления:

  1. низкий уровень участия населения в осуществлении местного самоуправления;
  2. недостаточный для эффективного решения вопросов местного значения уровень профессиональных знаний, умений и навыков действующего корпуса муниципальных служащих, особенно сельских поселений.

Одним из наиболее проблемных вопросов развития местного самоуправления на современном этапе является крайне низкий уровень включенности населения в его осуществление. Созданная в результате реформы местного самоуправления правовая и организационная инфраструктура для непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, собрания и конференции граждан и т.д.) остается фактически не востребованной. В результате снижается уровень общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления и эффективностью расходования средств местных бюджетов. Возникает риск работы органов местного самоуправления преимущественно в собственных корпоративных интересах, а не в интересах населения соответствующей территории.

В качестве базового фактора способствующего низкому уровню участия населения в осуществлении местного самоуправления является неинформированность населения об имеющихся формах данного участия, структуре и полномочиях органов местного самоуправления, направлениях и объемах расходования средств местных бюджетов и других значимых аспектах местного самоуправления.

Таким образом, условия для наиболее полного включения населения в осуществление местного самоуправления могут быть созданы посредством системной работы по информированию населения о соответствующих возможностях и просветительской работы.

Целевым показателем (индикатором) по данному направлению является уровень информированности населения по вопросам местного самоуправления, который может быть измерен социологическими методами (опросами).

В комплекс программных мероприятий по информированию населения по вопросам местного самоуправления целесообразно включить:

  • Регулярное освещение вопросов местного самоуправления в региональных и муниципальных печатных средствах массовой информации (возможно создание соответствующих тематических рубрик или колонок).
  • Выпуск телевизионной программы по актуальным вопросам местного самоуправления на региональном телевидении.
  • Содействие в создании и сопровождении web-сайтов муниципальных образований в сети Интернет (возможно создание единого регионального портала для размещения информации всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации).
  • Издание для населения печатных информационных материалов (брошюр) по вопросам местного самоуправления.
  • Обеспечение библиотек муниципальных образований литературой по вопросам местного самоуправления.

Кроме того, возможно проведение специального конкурса среди средств массовой информации на лучшее освещение темы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.

Системная реализация перечисленных мероприятий в течении 3-5 лет позволит существенно повысить уровень информированности населения субъекта Российской Федерации о задачах и механизмах местного самоуправления, что позволит создать условия для расширения непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Переход к новой системе местного самоуправления, значительные изменения в законодательстве, необходимость обеспечения ускоренного социально-экономического развития муниципальных образований требует повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков кадрового состава органов местного самоуправления.

В качестве одного из важных факторов, положительно влияющих на уровень профессиональной компетентности муниципальных служащих, является регулярное (не реже одного раза в три года) повышение их квалификации.

Решение задачи по организации системы повышения квалификации муниципальных служащих на территории субъекта Российской Федерации возможно обеспечить программно-целевым методом.

Целевым показателем (индикатором) по данному направлению является доля муниципальных служащих, прошедших в очередном году повышение квалификации. Оптимальное значение данного показателя составляет 30% от общего количества муниципальных служащих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Применительно к условиям Ульяновской области это означает, что в год необходимо проводить повышение квалификации примерно 1 000 муниципальных служащих.

Риском эффективной реализации мероприятий по данному направлению является степень готовности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации обеспечить выполнение заказа на повышение квалификации столь значительного количества муниципальных служащих. Одним из возможных решений данной проблемы является развитие дистанционных форм обучения.

В завершении хотелось бы отметить, что региональные целевые программы государственной поддержки развития местного самоуправления имеются в Саратовской, Псковской, Смоленской и Камчатской областях, Ставропольском крае, городах Москва и Санкт - Петербург, а также в ряде других субъектов Российской Федерации. В Ульяновской области проект подобной программы разработан, её принятие запланировано в первом полугодии 2007 года.


Персональный сайт Дмитрия Соснина e-mail: uldps@mail.ru

Hosted by uCoz