На главную

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья опубликована в сборнике материалов пленарного заседания межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и проблемы взаимодействия ветвей государственной власти и органов местного самоуправления», г.Ульяновск, 2006 год, тираж 200 экз.

Реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) инициировала существенные изменения в организации «районного звена» управления на территории Ульяновской области. Указанные изменения затронули, в первую очередь, высший слой управления – произошла серьезная трансформация статуса главы муниципального образования, связанная с выделением отдельной должности главы администрации.

На момент принятия Федерального закон №131-ФЗ (октябрь 2003 года) на территории Ульяновской области существовало 24 муниципальных образования (21 район и 3 города). Самостоятельное местное самоуправление на поселенческом уровне отсутствовало.

Типичная структура органов местного самоуправления муниципальных районов выглядела следующим образом:

  • глава муниципального образования;
  • совет депутатов района – выборный представительный орган местного самоуправления, состоящий, обычно, из 9-10 депутатов, избираемых по одномандатным округам;
  • администрация района – исполнительный орган местного самоуправления.
Можно выделить ряд характерных черт статуса главы района в Ульяновской области в «дореформенный» период:
  • глава района избирался населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;
  • глава района, как правило, являлся одновременно и главой администрации, и председателем совета депутатов;
  • глава района руководил единой системой местных исполнительных органов на соответствующей территории: назначал и освобождал от должности не только работников аппарата районной администрации, но и глав поселковых и сельских администраций.

Таким образом, в «дореформенный» период на районном уровне властные полномочия были сконцентрированы у главы района. Исполнительная власть, по сути, не была разделена с представительной.

Реформирование местного самоуправления началось в Ульяновской области с принятия закона области №043-ЗО от 13.07.2004 г. “О муниципальных образованиях Ульяновской области”. Согласно данному правовому акту границы муниципальных районов остались в целом неизменными. Одновременно в границах районов были определены территории 142 вновь образованных муниципальных образования поселенческого типа.

В связи с тем, что Федеральным законом №131-ФЗ было установлено, что глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации (за исключением муниципальных с численностью населения менее 1000 человек), руководство муниципальных районов оказалось перед выбором одной из следующих трех моделей:

  1. Глава муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и является его председателем. Вводится отдельная должность главы местной администрации, которая замещается на конкурсной основе.
  2. Глава муниципального района, избираясь на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем. Также, как и в модели №1, вводится отдельная должность главы местной администрации, которая замещается на конкурсной основе.
  3. Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию. Представительный орган возглавляет председатель, избранный из числа депутатов.

В 2004 году в Ульяновской области в двух районах области (Сурском и Барышском), в связи с проведением досрочных выборов советов депутатов, на практике был осуществлен переход к организации управления по модели №1.

В январе–феврале 2005 года советы депутатов еще 17 районов области, опираясь на опыт Сурского и Барышского районов, приняли аналогичные поправки в уставы, закрепляющие избрание глав районов из числа депутатов. Только в двух районах области (Цильнинском и Новоспасском) приоритет был отдан модели №3.

Переход к новой системе организации власти произошел после проведения муниципальных выборов 29 мая 2005 года, и сопровождался серьезным обновлением кадрового состава высшего слоя управленцев районного уровня, который продемонстрирован данными Таблицы №1.

Таблица №1

Список глав районов Ульяновской области, до и после муниципальных выборов 29 мая 2005 года

Наименование муниципального района Ф.И.О. Главы района (по состоянию на февраль 2005 года) Ф.И.О. Главы района (по состоянию на июль 2005 года)
Базарносызганский Ширманов Владимир Иванович Ширманов Владимир Иванович
Вешкаймский Волчков Анатолий Федорович Кочетков Николай Евгеньевич
Инзенский Кузнецов Геннадий Федорович Ребровская Татьяна Николаевна
Карсунский Чубаров Владимир Борисович Чубаров Владимир Борисович
Кузоватовский Чертановский Сергей Александрович Ковель Вячеслав Васильевич
Майнский Пузраков Юрий Алексеевич Пузраков Юрий Алексеевич
Мелекесский Чигаков Владимир Ильич Тигин Владимир Павлович
Николаевский Верещагин Виктор Федорович Афиногентов Владимир Николаевич
Новомалыклинский Бакусев Мансур Сибатуллович Мухутдинов Ильяс Някитдинович
Новоспасский Вражнов Александр Сергеевич Вражнов Александр Сергеевич
Павловский Гнусенков Александр Иванович Гнусенков Александр Иванович
Радищевский Болотнов Владимир Федорович Узбеков Джафяр Шавкатович
Сенгилееский Логинов Василий Михайлович Миронов Анатолий Николаевич
Старокулаткинский Санжапов Фарит Абдрашитови Салихов Муххарям Сафиуллович
Старомайнский Максимов Владимир Константинович Галант Сергей Семенович
Тереньгульский Безроднов Николай Борисович Дергунов Владимир Михайлович
Ульяновский Гришин Федор Григорьевич Журавлев Виктор Михайлович
Цильнинский Рамазанов Ханяфи Валиевич Рамазанов Ханяфи Валиевич
Чердаклинский Инатьев Виктор Николаевич Игнатьев Виктор Николаевич

Анализ данных приведенных в таблице №1 показывает, что из 19 глав районов, только 7 человек (или 37%) смогли переизбраться на новый срок.

Таким образом, к лету 2005 года в 19 муниципальных районах Ульяновской области из 21 произошла следующая трансформация статуса главы района:

  • Глава района, являясь высшим должностным лицом и председателем совета депутатов, согласно законодательству не имеет полномочий по непосредственном управлению местной администрации, руководство которой теперь осуществляет глава администрации, назначенный по результатам конкурса. Т.е. по отношению к «дореформенной» ситуации произошло существенное сокращение объема полномочий главы района.
  • В случае отставки главы района по собственному желанию, вместо проведения новых прямых выборов, что влечет значительные затраты бюджетных средств, появилась возможность избрания нового главы района из числа депутатов. В период с июля 2005 года по апрель 2006 года, в рамках данного механизма уже состоялась смена глав трех районов Ульяновской области (Инзенского, Майнского, Старокулаткинского).

Кроме того, во всех районах в связи с переходом к двухуровневой системе местного самоуправления значительно «автономизировался» поселенческий уровень местной власти. Если раньше глава района непосредственно назначал и освобождал от должности глав поселковых и сельских администраций, то теперь главы поселений избираются напрямую населением.

Таким образом, глава района должен выстраивать новую систему взаимоотношений с поселенческим уровнем местного самоуправления, основанную не на командно-административных, а преимущественно на партнерских отношениях.


Персональный сайт Дмитрия Соснина e-mail: uldps@mail.ru

Hosted by uCoz